Цель обучения:
Профстандарт: 02.074
Организация проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся, в том числе в целях раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, туберкулеза.
Проведение скрининг-обследования состояния здоровья обучающихся, в том числе с использованием аппаратно-программного комплекса для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма с целью раннего выявления нарушений здоровья, в том числе школьно-обусловленных болезней и состояний.
Выявление распространенности среди обучающихся факторов риска возникновения хронических неинфекционных заболеваний (избыточная масса тела, низкая двигательная активность, повышенное артериальное давление, курение, употребление алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ), девиантных форм поведения.
Обеспечение передачи информации об обучающихся и семьях, отнесенных к группам социального риска, в отделение медико-социальной помощи детской поликлиники (детского отделения поликлиники), в органы опеки и попечительства.
Должен изучить и знать:
Организовывать профилактические медицинские осмотры обучающихся.
Разрабатывать индивидуальный план профилактических и оздоровительных мероприятий обучающегося с учетом результатов профилактических осмотров, группы здоровья, медицинской группы для занятий физкультурой.
Выявлять у обучающихся факторы риска возникновения хронических неинфекционных заболеваний, в том числе повышенное артериальное давление, избыточную массу тела и ожирение, низкую двигательную активность, курение, употребление алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ, а также выявлять несовершеннолетних с девиантными формами поведения.
Формировать группы несовершеннолетних повышенного медико-социального риска здоровью для оптимальной организации процессов обучения и воспитания, оказания медицинской помощи, в том числе коррекции нарушений здоровья, физического и психического развития.
Собирать и анализировать информацию о состоянии здоровья обучающихся по данным профилактических медицинских осмотров, обращаемости в медицинский кабинет образовательной организации, медицинской документации, поступившей в медицинский кабинет образовательной организации, по результатам анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся.
Интерпретировать результаты профилактических медицинских осмотров обучающихся, включая результаты скрининг-обследования и данные лабораторных и инструментальных методов исследований, для использования их в профилактической работе.
Проводить скрининг-обследование состояния здоровья обучающихся по базовой скрининговой программе, интерпретировать полученные результаты.
Проводить скрининг-обследование обучающихся, в том числе:
- выявлять нарушения осанки визуальным методом;
- проводить плантографию;
- измерять артериальное давление, частоту пульса и дыхания;
- измерять массу и длину тела, окружность грудной клетки;
- определять силу мышц кисти;
- определять остроту зрения;
- выявлять предмиопию (с помощью теста Малиновского);
- выявлять нарушения бинокулярного зрения (с помощью теста Рейнеке);
- выявлять нарушения остроты слуха;
- проводить экспресс-оценку содержания сахара и белка в моче.
Осуществлять взятие биологического материала для экспресс-оценки (на содержание сахара и белка в моче) при проведении скрининг-обследования обучающихся.
Вести медицинскую документацию в процессе проведения профилактических осмотров и скрининг-обследования обучающихся.
Управлять аппаратно-программным комплексом, применяемым для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов.
Хранить, вести учет, пополнять запас медицинских изделий и лекарственных препаратов.
Проводить дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию медицинских изделий.
Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к обращению с медицинскими отходами.
Получить необходимые знания:
Анатомические, физиологические особенности обучающихся в зависимости от возраста и пола, основные закономерности физического, психического развития несовершеннолетних.
Основы формирования здоровья детей и подростков.
Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям.
Порядок оказания педиатрической помощи.
Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних.
Порядок проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза.
Порядок прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
Порядок направления обучающегося в медицинскую организацию, на медицинском обслуживании которой находится несовершеннолетний.
Факторы риска возникновения хронических неинфекционных заболеваний (в том числе, повышенное артериальное давление, избыточная масса тела, низкая двигательная активность), немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, употребления алкоголя, табака и других психоактивных веществ, а также девиантных форм поведения, суицидального поведения и методы их выявления.
Нормативные показатели физического развития и полового созревания в зависимости от возраста.
Клинические проявления часто встречающихся заболеваний и (или) состояний у обучающихся в зависимости от возраста.
Клинические проявления часто встречающихся школьно-обусловленных нарушений здоровья (невротические и астенические реакции, близорукость, нарушения осанки и сколиоз, уплощение стоп и плоскостопие, синдром вегетативной дисфункции, повышенное и пониженное артериальное давление, носовое кровотечение, пре- и синкопальное состояния), заболеваний и (или) состояний органов пищеварения, эндокринной системы и обмена веществ, острых респираторных вирусных инфекций, травм у обучающихся в зависимости от возраста.
Значения показателей общего анализа мочи, клинического анализа крови, анализа кала на яйца глистов в норме для разных возрастных групп обучающихся.
Медицинские изделия, применяемые для обследования состояния здоровья обучающихся, и правила их применения.
Скрининговые программы контроля за состоянием здоровья обучающихся
Принцип работы с аппаратно-программным комплексом для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма.
Документация, в том числе анкеты и тесты, применяемые при проведении скрининг-обследования обучающихся.
Принципы формирования групп обучающихся по риску развития заболеваний (состояний).
Правила хранения, учета, пополнения запаса медицинских изделий.
Правила дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации инструментария.
Правила асептики и антисептики.
Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами.