Изучение языка у маленьких детей: Богаче и сложнее, чем вы думаете

Тип статьи:
Перевод

Когда вы думаете о том, как дети учат слова, вам может прийти на ум такой сценарий: взрослый указывает на предмет (например, dog (собаку)), четко произносит изолированное слово (dog! (собака!)), и ребенок сразу же понимает, что это слово означает.

Почти все в этом сценарии неверно! Значение слова не является очевидным. Большинство слов встречаются в длинных предложениях без пробелов до или после них, а значит, неясно, где начинается или заканчивается слово. И дети узнают значения слов в течение длительного времени, а не все сразу.

В нашей Лаборатории развития детей и языка при Университете Ватерлоо мы изучали, как малыши справляются с другим сложным аспектом изучения слов — изменчивостью речи.

Дети понимают других детей

Вариативность речи связана с тем, что такое слово, как собака, произносится по-разному каждый раз, когда мы его слышим. Даже один и тот же человек каждый раз произносит его по-разному — он может говорить быстрее или медленнее, шептать или кричать. У разных людей произношение может отличаться еще больше.

Когда взрослые слушают язык, с такой изменчивостью достаточно сложно справиться. Но представьте, что с такой ситуацией сталкивается младенец или маленький ребенок, чьи языковые знания еще только формируются.

Одна из групп говорящих, которые произносят слова очень по-разному, — это дети. Например, когда маленький ребенок произносит слово, например, flower (цветок), оно может сильно отличаться от взрослого варианта — оно может звучать скорее, как fowa.

При таких заменах и удалениях звуков неудивительно, что родители могут понимать своих собственных детей лучше, чем другие взрослые (поскольку разные дети могут вносить разные изменения).

Итак, могут ли маленькие ученики распознавать слова, произносимые другими детьми?

Чтобы проверить, понимают ли малыши такое слово, как цветок, можно показать им картинки, например, flower(цветок) и shoe (туфлю), а затем включить запись, в которой их просят посмотреть на цветок. Если малыш понимает это слово, он именно так и поступит.

Исследователи обнаружили, что двухлетние дети с трудом понимают речь малышей. Другими словами, когда они слышат, как малыш произносит «fowa», они могут не посмотреть на правильную картинку. Фактически, это происходит, даже если они слышат свой собственный голос! Это означает, что даже когда малыши сами допускают ошибки в произношении, они не очень терпимы к ним, когда слушают речь.

Но в ходе проведенного нами исследования мы обнаружили, что двухлетние дети очень хорошо понимают речь детей шести лет и старше. Они были так же быстры и точны, как когда слушали взрослых.

Это удивительно, потому что даже шестилетние дети все равно произносят звуки иначе, чем взрослые. Но у малышей не было проблем с произношением этих звуков. Интересно, что мы обнаружили, что это было верно независимо от того, имели ли малыши большой опыт общения с другими детьми. Важным следствием этого является то, что несмотря на сосредоточенность большинства работ по развитию языка на том, что маленькие ученики получают от взрослых, наши результаты показывают, что малыши могут использовать речь других детей, чтобы помочь им учиться.

Заметить акцент и приспособиться к нему

Слышать голос ребенка — это один из видов вариативности. Но что происходит, когда говорящий имеет другой акцент? Например, когда говорящий с французским акцентом произносит английское слово pig (свинья), оно может показаться английскому слушателю похожим на слово big (большой), поскольку звуки «p» и «b» во французском и английском звучат по-разному.

Учитывая распространенность различных языковых фонов в Канаде — например, по данным Статистического управления Канады, 19,4 процента канадцев говорят дома более чем на одном языке, а более 7,7 миллиона канадцев говорят на родном языке иммигрантов — с таким типом вариативности сталкиваются многие канадские дети.

Исследования показывают, что малыши в возрасте 20 месяцев и младше иногда не могут понять, что означают слова, когда они впервые слышат новый акцент. Например, исследование, проведенное в Университете Торонто, показало, что когда канадские монолингвальные малыши, изучающие английский язык, слышали слово dog (собака) с австралийским акцентом, они не смотрели на изображение собаки — по крайней мере, не в первый раз, когда они его слышали.

Но в одном исследовании мы обнаружили, что дети могут быстро освоить новое ударение всего за пару минут прослушивания. В этом исследовании малыши в возрасте 18-20 месяцев слышали слова типа мяч, произносимые с ударением на гласную. После нескольких минут прослушивания слов с ударением в паре с изображениями их значений малыши не только смогли понять эти конкретные слова с ударением, но и другие слова с таким ударением (даже если они не слышали их раньше).

Откуда мы знаем, что они выучили именно это ударение, а не просто стали более терпимыми к изменениям гласных? Если после периода обучения мы предъявляли слова с другой гласной, малыши отвергали это произношение.

На самом деле, мы обнаружили, что даже младенцы могут запомнить специфические акценты, используемые двумя разными людьми.

Вся эта вариативность речи делает путь к изучению языка довольно богатым и сложным. Но у маленьких учеников есть все необходимое, чтобы пройти его!

Перевод — Хромов Григорий Вячеславович

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Подробнее о том, как мы пользуемся файлами cookies и как ими управлять, вы можете узнать нажав на ссылку ниже.
Меню