Понятие "Языковая личность"
Появление термина «языковая личность» является следствием антропоцентрического подхода к изучению языка, ставшего популярным в ХХ–ХХIвеках. Несмотря на то, что сам термин «языковая личность» был широко распространен еще 30-х годов ХХ века, научное определение ему было дано лишь в 1980-х годах. Научные труды Г. И. Богина и Ю. Н. Караулова.
Г. И. Богин был одним из первых, кто ввел это понятие в научную терминологию. В своей диссертации на данную тему он представляет модель языковой личности и перспективы ее развития, используя текст, воспринимаемый и создаваемый человеком, как основное средство характеристики. Языковая личность, согласно Богину, является «субъектом речевой деятельности, носителем готовности создавать и принимать произведения речи (тексты)».
Определение уровня развития языковой личности – важный элемент модели Богина. В ней выделено пять уровней:
- первый — уровень правильности;
- второй — уровень интериоризации;
- третий — уровень насыщенности;
- четвертый — уровень адекватного выбора;
- пятый — уровень адекватного синтеза.
По Караулову, языковая личность — «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: степенью структурно-языковой сложности; глубиной и точностью отражения действительности; определенной целевой направленностью».
В данной модели представлены три уровня развития языковой личности:
- вербально-семантический
- лингвокогнитивный
- мотивационный
На сегодняшний день именно модель Ю. Н. Караулова считается классической и широко используется в качестве основы для исследования.
Сделаем вывод: языковая личность – явление социальное, вбирающее в себя индивидуальное знание языка и отражающее этнокультурные особенности.