Социолингвистика

Тип статьи:
Перевод

Язык — одна из самых мощных эмблем социального поведения. При обычной передаче информации с помощью языка мы используем язык для передачи жизненно важных социальных сообщений о том, кто мы, откуда мы пришли и с кем мы общаемся. Часто бывает шокирующе осознавать, насколько широко мы можем судить о происхождении, характере и намерениях человека, основываясь просто на его языке, диалекте или, в некоторых случаях, даже на выборе одного слова.

Учитывая социальную роль языка, само собой разумеется, что одно из направлений изучения языка должно быть сосредоточено на роли языка в обществе.

Социолингвистика становится все более важной и популярной областью изучения языка, поскольку некоторые культуры во всем мире расширяют свою коммуникативную базу, а межгрупповые и межличностные отношения приобретают все большее значение.

Основное понятие, лежащее в основе социолингвистики, довольно просто: использование языка символически представляет фундаментальные аспекты социального поведения и взаимодействия людей. Идея проста, но способы, которыми язык отражает поведение, часто могут быть сложными и тонкими. Кроме того, отношения между языком и обществом влияют на широкий спектр контактов — от широко основанных международных отношений до узко определенных межличностных отношений.

Например, социолингвисты могли бы исследовать языковые отношения среди больших групп населения на национальном уровне, например, те, которые проявляются в США в связи с поправкой только на английский язык — законодательным предложением сделать английский «официальным» языком США. Аналогичным образом, мы могли бы изучить статус французского и английского языков в Канаде или статус национальных и народных языков в развивающихся странах мира как символов фундаментальных социальных отношений между культурами и национальностями. Рассматривая язык как социальный институт, социолингвисты часто используют социологические методы, включающие данные из анкет и сводные статистические данные, а также информацию из прямых наблюдений.

Несколько иной подход к языку и обществу в большей степени фокусируется на влиянии конкретных социальных ситуаций на структуру языка. Например, исследования языковых контактов сосредоточены на происхождении и языковом составе пиджина и креольских языков. Эти особые разновидности языка возникают, когда носители из взаимно непонятных языковых групп нуждаются в общем языке для общения. Во всем мире существует множество социально-исторических ситуаций, которые привели к этим специализированным языковым ситуациям — в Карибском бассейне, Африке, Южной Америке, Азии и на островах Тихого океана. При изучении ситуаций языкового контакта также можно изучить не только детали конкретного языка, но и социальные и лингвистические детали, которые показывают, как двуязычные носители используют каждый язык и переключаются между ними.

Другой подход к языку и обществу фокусируется на ситуациях и использовании языка как самостоятельной деятельности. Изучение языка в его социальном контексте довольно много говорит нам о том, как мы организуем наши социальные отношения в рамках определенного сообщества. Обращение к человеку «миссис», «Мисс» или по имени на самом деле связано не с простым выбором словарного запаса, а с отношениями и социальным положением говорящего и адресата. Точно так же использование альтернативных предложений, таких как «Передайте соль», «Не могли бы вы передать соль» или «Я думаю, что в этой еде могло бы быть чуть меньше соли», не является вопросом простой структуры предложения; выбор включает культурные ценности и нормы вежливости, уважения и статуса

Рассматривая язык как социальную деятельность, можно сосредоточиться на выявлении конкретных паттернов или социальных правил ведения разговора и дискурса. Мы можем, например, описать правила открытия и закрытия разговора, как принимать разговорные обороты или как рассказывать историю или шутку.

Также можно изучить, как люди управляют своим языком в зависимости от их культурного происхождения и целей взаимодействия. Социолингвисты могли бы исследовать такие вопросы, как то, как разговоры смешанного пола отличаются от разговоров одного пола, как дифференциальные отношения власти проявляются в языковых формах, как воспитатели дают детям знать, как следует использовать язык, или как происходят изменения языка и распространяются на сообщества. Чтобы ответить на эти вопросы, связанные с языком как социальной деятельностью, социолингвисты часто используют этнографические методы. То есть они пытаются понять ценности и точки зрения сообщества, чтобы объяснить поведение и отношение его членов.

За последние несколько десятилетий развитие социолингвистики характеризовалось двумя тенденциями. Во-первых, рост специализации в этой области совпал с появлением более широких социальных и политических проблем. Таким образом, акцент на таких темах, как язык и национализм, язык и этническая принадлежность, язык и гендер, соответствовал росту связанных с этим проблем в обществе в целом. Во-вторых, специалисты, изучающие роль языка и общества, все больше и больше интересуются применением результатов своих исследований к широко обоснованным социальным, образовательным и политическим проблемам, которые, вероятно, с самого начала привели к их появлению в качестве социолингвистических тем. Таким образом, социолингвистика предоставляет уникальную возможность объединить теорию, описание и применение в изучении языка.

Автор — Walt Wolfram

Перевод — Екатерина Дробитко

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Подробнее о том, как мы пользуемся файлами cookies и как ими управлять, вы можете узнать нажав на ссылку ниже.
Меню