Межкультурное обучение

Язык отражает не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, систему ценностей народа. Знание государственного устройства, общественно- экономических отношений, стиля и уклада жизни, норм и правил поведения, ритуалов в различных ситуациях межличностного и делового партнерства, традиций, обычаев, обрядов носителей языка является залогом успеха межкультурной коммуникации.

Современная образовательная политика ориентирована на формирование у обучающихся адекватного уровня знаний общей картины мира, интеграцию личности в национальную и мировую культуру. В данном контексте происходит переосмысление содержания языкового образования, в частности, обучения иностранному языку. На передний план выдвигаются проблемы взаимосвязи языка, культуры и коммуникации.

Наиболее общее определение термина «Межкультурная коммуникация» предложено специалистом по теории коммуникации Герхардом Малецке: «Мы говорим о межкультурном взаимодействии и межкультурной коммуникации, если партнеры по коммуникации принадлежат различным культурам и осознают то, что каждый из них «другой», если присутствует взаимное ощущение «чужеродности» партнера. Под межкультурными понимаются все отношения, участники которых не пользуются исключительно собственными кодами, нормами, установками и формами поведения, принятыми в родной культуре, а познают иные коды, нормы, установки и способы поведения в быту».

Наиболее известные модель межкультурного обучения разработана ученым Милтоном Беннетом. Он рассматривает процесс межкультурного обучения как последовательность нескольких фаз, сменяющих друг друга. Процесс развития начинается в состоянии этноцентризма обучающегося и заканчивается тогда, когда он принимает чужую культуру и при этом чувствует себя комфортно, т. е. переходит на позицию этнорелятивизма.Особенность модели М.И. Беннета заключается в том, что в ней выделено шесть ступеней обучения, каждая из которых отражает отношение обучающегося к различиям между родной культурой и иными культурами. От ступени к ступени возрастает осознание культурно-специфической обусловленности взглядов и поведения, что, в свою очередь, означает изменение взглядов обучающегося от этноцентризма (первые три ступени) к этнорелятивизму (последние три ступени).

Достижение четвертой ступени является целью процесса межкультурного обучения и свидетельствует о приобретении межкультурной компетенции. Последняя ступень предполагает бикультурную или мультикультурную идентичность личности и достигается, прежде всего, людьми, прошедшими процесс социализации и инкультурации на грани двух или нескольких культур (например, дети от смешанных браков)

Модель развития межкультурной сенсибильности М. Беннета

Этноцентрические стадии:

1. Отрицание межкультурных различий (отсутствует опыт общения с представителями иных культур; различия между культурами не осознаются или сводятся к стереотипам).

2. Этноцентрические позиции (различия между культурами осознаются, однако ценности и нормы, принятые в родной культуре, принимаются как единственно правильные; ценностные и поведенческие системы других культур отвергаются и уничижаются).

3. Минимизация межкультурных различий (признается право иных культур на определенные различия в поведении и восприятии, однако считается, что ценностные системы во всех культурах едины).

Этнорелятивистские стадии:

4. Признание межкультурных различий (осознание разницы между поведением и мировосприятием представителей разных культур с отсутствием ярко выраженной положительной или отрицательной оценки).

5. Адаптация к межкультурным различиям (осознание культурных различий; способность варьировать своим поведением в зависимости от культурной специфики ситуации; адекватное реагирование на поведение партнера по коммуникации).

6. Интеграция межкультурных различий (способность «переключать» свое восприятие, поведение между двумя и более культурами; ощущать себя, в зависимости от обстоятельств, представителем той или иной культуры).

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Подробнее о том, как мы пользуемся файлами cookies и как ими управлять, вы можете узнать нажав на ссылку ниже.
Меню