Технологии PR-сопровождения национальной стратегии развития Арктики

Технологии PR-сопровождения национальной стратегии развития Арктики
Тип статьи:
Авторская

Советский период


Масштабное освоение Арктики началось около 100 лет назад. В 1920-х-1930-х гг. в СССР была развернута широкая программа правительственных мероприятий по изучению и освоению Крайнего Севера. 4 марта 1920 г. Президиум Высшего совета народного хозяйства РСФСР утвердил положение о Северной научно-промысловой экспедиции (Севэкспедиции), перед которой была поставлена задача координации всех научно-исследовательских работ в Арктике. В 1926 г. на остров Врангеля были завезены первые поселенцы [3].

В 1937 г. советские летчики Валерий Чкалов и Михаил Громов совершили первый перелет через Северный полюс.

В том же году в СССР была организована первая дрейфующая научная станция «Северный полюс» (руководитель — Иван Папанин, в дальнейшем полярников называли «папанинцы» и всем было понятно, о ком речь). Впоследствии такие станции работали в Центральной Арктике вплоть до 1991 г. (программа возобновлена в 2003 г.).

В 1930-е и 1940-е гг. в СССР началось активное заселение и промышленное освоение Арктики. В эти годы были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Тикси, основаны города Нарьян-Мар, Норильск, Воркута и др. Тогда же в арктических районах Западной Сибири были открыты первые большие запасы нефти и газа. В 1948 г. для активизации геологоразведочных работ в регионе в г. Ленинграде был создан Научно-исследовательский институт геологии Арктики (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана имени академика И.С. Грамберга).

Среди изобразительных источников ХХ столетия плакат занимает особое место. В общей сложности за прошедший век в стране было напечатано более 400 000 плакатов внушительными тиражами до 100 тысяч экземпляров. Особенно ярко и зримо представлены в нем страницы советской истории. Героика свершений российских полярников 1930-х гг. была также широко отражена в искусстве плаката, быстро и доходчиво разъяснявшего гражданам основной смысл происходившего – подвиги покорителей Арктики совершаются во имя счастливого будущего советских людей при неустанном и мудром руководстве Сталина и партии большевиков.

Один из самых ранних плакатов по этой теме, автором которого является Г. Леонов, представляет собой интересный образец фотомонтажа. Этот технический прием, получивший широкое распространение в 1930—1934 гг., наилучшим образом позволял внести то, что требовалось от агитплаката: «идентификацию с «реальными», фотографически воспроизводящими жизненную действительность персонажами». [6]

В 1930-е годы в Арктике снимали такие известные мастера советской фотографии как Петр Новицкий, Яков Халип, Евгений Халдей, Сергей Шиманский и др. Часть их наследия сохранилась в виде фотооткрыток, выпущенных крупнейшим государственным объединением «Союзфото», созданным в 1931 г.

Освоение Арктики в 1930-е годы не могло осуществляться вне большевистской идеологии. Самые разные виды печатной продукции работали на идею о важности существования Северного морского пути: от передовиц газет до детских книжек и кино.

При этом подвиги полярных ученых находили искренний отклик в сердцах простых людей. Полярные исследователи Отто Шмидт, Иван Папанин, Георгий Ушаков, не говоря уже о летчиках, долетавших до самого полюса, были настоящими народными героями. В то время в стране все мечтали стать полярниками, подобно тому, как спустя тридцать лет, все будут грезить о космосе. 

В 1962 г. советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» всплыла в районе Северного полюса (в 1959 г. аналогичную акцию первыми осуществил военно-морской флот США). В 1977 г. советский атомный ледокол «Арктика» стал первым в мире надводным судном, которому удалось достичь географической точки Северного полюса [2].

Новейшая история


В 1992 г. почетный полярник СССР Константин Зайцев первым водрузил флаг России на Северном полюсе.

В 1990-х гг. финансирование Арктических регионов было значительно сокращено, многие объекты инфраструктуры были заброшены, почти на треть сократилось число населенных пунктов. Годовые объемы перевозок по Северному морскому пути сократились в четыре раза.

В 1996 г. был принят федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации». Документ обеспечивал «государственный протекционизм» и создание для населения и значительной части отраслей хозяйства в Арктике льготного режима развития.

26 октября 2020 года Президентом РФ подписан документ «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». «Что касается Арктики, то просил бы завершить подготовку и утверждение единого плана по развитию Арктики. Причем прошу вас сделать это в месячный срок», — сказал президент на совещании с членами правительства.

Рекомендации по PR-сопровождению


  1. Проведение ряда пресс-конференций с участием президента РФ по социальным программам российской Антарктики. Такая мера необходима для более эффективного информирования общественности о существовании ряда национальных проектов по развитию.
  2. Привлечение молодого населения через активное развитие коммуникации в социальных сетях. Например, это могут быть заказные материалы блогерам, экспедиции блогеров, конкурсы фотографий, викторины с призами, а также ведение видеоблога полярниками.
  3. Активное ведение социальных сетей может стимулировать и вовлечь людей в реализацию проекта развития незаселённых территорий.
  4. Проведение рекламных кампаний национальных проектов, связанных с освоением Арктики. Демонстрация видеороликов по ТВ, в торговых центрах, на вокзалах, в аэропортах и метро, наружная реклама: баннеры, брандмауэры, спонсорство тех корпораций, которые работают на Севере (Норникель, Роснефть), телесериал, выпуск отечественного автомобиля-внедорожника «Полар», выпуск одежды. Также организация экскурсий для школьников в рамках школьной профориентации.Считаем необходимым формировать чувство гордости россиян за новые достижения. Очень важно проведение сосредоточенной рекламной кампании, которая повышала бы интерес к данной территории со стороны граждан Российской Федерации.
  5. Личное посещение Арктики президентом РФ. Данный шаг может поспособствовать повышенному вниманию со стороны СМИ, что в свою очередь приведёт к росту увлечённости и стремления стать частью реализации ряда национальных проектов.

Заключение


Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что несмотря на возрастающую активность по принятию мер для освоения Арктики, необходимо более детально осветить вопрос PR-продвижения этого национального проекта.

Список литературы


  1. Указ президента Российской Федерации от 26.10.2020 г. №645
  2. Беляев, Д. П. История открытия и освоения Арктики / Д. П. Беляев. — Москва: Паулсен, 2019. — 278 с.: ил., портр.
  3. https://tass.ru/info/2205534
  4. https://www.kommersant.ru/doc/4722424
  5. https://tass.ru/armiya-i-opk/11006267
  6. https://chukotskiarchiv.livejournal.com/4485.html

Автор — Евгений Литвиненко

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Подробнее о том, как мы пользуемся файлами cookies и как ими управлять, вы можете узнать нажав на ссылку ниже.
Меню