Образец учебной программы по философии
Дисциплина философии состоит из трех разделов, в которых изучается введение в философию, история философии, философия бытия, теория познания, методология и наука, социальная философия, философская антропология и аксиология. В ходе освоения первого раздела студенты знакомятся с основными историческими этапами и тенденциями развития философии. Во втором разделе рассматриваются основные формы и диалектика бытия, проблемы познания, наука и научное познание. В третьем разделе раскрываются основные закономерности развития общества и методологические принципы познания социальных систем, суть исторического процесса и механизм его действия, подходы к описанию исторического процесса и его периодизации, ценности человеческого существования, проблема человека и различные антропологические версии, рожденные мировой историей.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления;
- основы философии;
- условия формирования личности, ее свободы и ответственности;
- основные принципы философского мировоззрения и роль философии в структуре научного мировоззрения;
уметь:
- применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
- использовать принципы, законы и методы философии для решения социальных и профессиональных задач;
- применять философские категории и понятия с четко определенным содержанием; устанавливать философский и логический смысл суждения; пользоваться общефилософскими и логическими правилами ведения диалога и дискуссии;
- оценивать факты и явления профессиональной деятельности с философско- аксиологической точки зрения; осуществлять мировоззренческо-ценностный выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях; давать нравственную и социально- философскую оценку происходящим социальным событиям в мире и России;
владеть:
- навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества;
- способностью к деловым коммуникациям в профессиональной сфере, способностью работать в коллективе;
- основами анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений с использованием философских знаний;
- общефилософскими, общенаучными и философско-прикладными методами;
- навыками научного и философски развитого мышления, распознавания логических, гносеологических и методологических ошибок в профессиональной деятельности;
- навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии и полемики;
- навыками выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом философско-мировоззренческих (этнокультурных и конфессиональных)различий;
- навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с философской (аксиологической и методологической) точки зрения, в том числе в практической деятельности.