Современная пунктуационная система в литературном языке.

Современная пунктуационная система явно отражает изменения, происходящие в литературном языке, что проявляется как в новых функциях знаков препинания, так и в изменении частотности их употребления. Кроме того, возникают и новые знаки препинания. Заметно расширились функции тире, точки, вопросительного знака, двоеточия, скобок. Изменения в употреблении знаков препинания (их набор, значение, частотность) касаются и новых синтаксических конструкций нейтрального синтаксического облика и экспрессивных синтаксических конструкций.

Наибольшее внимание исследователей привлекло тире, знак полифункциональный: в различных синтаксических структурах тире успешно конкурирует с двоеточием, запятой. Наряду с использованием тире в целях коммуникативного членения текста все чаще встречается тире в конструкциях с некоординированным сказуемым безглагольного типа: Александр Люкин — из рабочей среды; Наш путь — к Северному полюсу; Единственный выход — в создании ребячьих коллективов; Нынешний симпозиум — для самого широкого круга специалистов. Тире употребляется здесь для дифференциации предикативных отношений.

Точка повышает свою частотность в текстах нейтрального типа в результате сокращения среднего размера предложения:

Казалось бы, не бог весть какие перемены. Но результат оказался поразительный. За первые же двадцать дней эксперимента товарооборот ресторана вырос на 10 тысяч рублей. Увеличился и поток посетителей. И самое главное, что удивило даже видавших виды рестораторов, — не стало жалоб .

Возросшая частотность скобок в текстах различных функциональных разновидностей связана с развитием вставных конструкций, создающих несколько линий повествования. Скобки могут быть использованы как в стилистически не отмеченных текстах, так и в экспрессивно окрашенных.

Наиболее заметной тенденцией к расширенному употреблению вставок, и соответственно скобок, в современном литературном языке является возрастающая синтагматическая несвязанность скобочного и основного сообщений. Это касается вставки как отдельных словоформ и словосочетаний, так и предложений.

Характерно и употребление групп словоформ в форме именительного падежа, свидетельствующее о тенденции к аналитизму в современной синтаксической системе.

Употребление скобок, однако, избирательно в текстах разной функционально-жанровой принадлежности. В неэкспрессивных текстах (деловая, научная проза) скобки весьма частотны. В газетах (и шире — в публицистике) скобки также «прижились» и с их помощью в основном оформляются вставные конструкции. Это объясняется и традицией, идущей еще из XIX в.: вставные конструкции заключались в скобки чаще всего в публицистике и в эпистолярном жанре, близком к публицистическому. В художественной прозе немногим более половины вставных конструкций дается в скобках. Хотя есть авторы, «склонные» к употреблению скобок (например, в XIX в. — И.С. Тургенев, в наши дни — В. Солоухин). Однако в целом в художественной прозе вставные конструкции оформляются с помощью тире. Возможно, это связано с восприятием скобок как знака препинания «делового».

Изменения в экспрессивных синтаксических конструкциях значительно больше отразились на пунктуации. Развитие экспрессивного синтаксиса повышает частотность некоторых знаков препинания или способствует возникновению у них новых значений.

Точка — основной показатель таких типичных экспрессивных структур, как парцеллированные конструкции и именительный представления (в последнем случае используются также, правда реже, восклицательный знак, многоточие, запятая):

Обрисовывая фигуру Базарбая, знакомя нас с воинством Кандалова, писатель задачей вживания в их личный мир пренебрегает. Пренебрегает намеренно, сознательно. Для него они только олицетворенные знаки зла. Распада. Духовного окостенения ;

Нерпинскому же начальству, не удержусь, скажу. Да, жизнь сложна, и плохо, если отношение к ней слишком простое. Попустительское. Равнодушное. Казенное. Мы, Иван Владимирович, не дети, нам много лет, пора, пора нам, различивши, к тому, что плохо, относиться повнимательнее. Посерьезнее. Построже (А.В.) — здесь точка — показатель не конца предложения, а места разрыва при парцелляции с дополнительными стилистическими, акцентными и смысловыми функциями.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Подробнее о том, как мы пользуемся файлами cookies и как ими управлять, вы можете узнать нажав на ссылку ниже.
Меню