Повторы в художественной прозе и публицистике.

Повторяющиеся словоформы не сочинены и не подчинены. И в явлении самого повторения и в отсутствии традиционной связи между словами заложены элементы экспрессии, которая дополнительно выражается паузой перед повторяемой словоформой, а также особой интонацией ее произнесения.

Описаны различные типы повторов в художественной прозе и публицистике: это и повтор частиц, и повтор знаменательных слов в комбинации с вопросительной или восклицательной интонацией, и дистантные повторы комплекса синтаксических конструкций и фигур или однородных членов предложения, и параллелизм построения фраз, и т.д.: Запомним ее [Наталью Николаевну]. Запомним ее, чтобы понять, что изменится в ней в тех испытаниях, которые ее ожидают; Если Ли Харви Освальд сделал все в одиночку, то тогда кого боятся эти люди? Кого они боятся?; А если все же уйти от себя? Хватит о себе? Я ничто, я люблю лишь себя в хирургии, я люблю себя лишь в хирургии, лишь я люблю себя в хирургии (Кр.). В приведенных примерах повторы весьма разнородны: и глагольная группа, и целое предложение, и частица.

Общее же состоит в особом экспрессивном тоне, выраженном и паузой между повторяемыми синтаксическими группами, и особой интонацией произнесения.

О повторе говорят, когда идентичные слова или конструкции повторяются дважды. Но кратность повторения может быть и большей, и тогда экспрессивное воздействие повтора увеличивается: Князев вышагнул из круга — орал громко и вольно. И испытывал некое сладостное чувство, что кричит людям всю горькую правду про них. Редкое чувство, сладкое чувство, дорогое чувство (Шукш.); Никогда еще я не видел такого глубокого и ясного неба. Никогда Солнечная гора не притягивала к себе столько тепла и света, как сейчас. Никогда еще наше водохранилище не сверкало так своей серебристой, отражающей солнечный свет чешуей. Никогда так приветливо не улыбались мне люди (Авд.). В подобных случаях повтор создает специальный эффект, связанный с подтекстом, т.е. с дополнительным смыслом. Такие конструкции крайне далеки от разговорной речи. Они широко распространены в художественных текстах.

Разнообразие повторов в художественной литературе заставляет остановиться лишь на отдельных их разновидностях, и мы ограничимся анализом таких конструкций, в которых повтор одной словоформы сопровождается синтаксическим распространением: Пиршество зеленой краски на полу юрмальской дачи в дождливый день, краски, щедро льющейся из ведра на широкую кисть, становится для поэта выходом в новый мир, мир праздника, имя которому — Любовь и Творчество; Вот только море любил Григорьев, любил до боли, до слез (Наг.); Удивительное это стихотворение! Удивительное по волшебству перевоплощения в человека иной социальной среды и опыта, по выразительности и точности каждого слова; Она была еще красива, красива последней бабьей красотой (Бел.); Занятно, очень занятно было Авдию Калистратову думать о ней (Айтм.). В примерах видим повторение словоформ различной категориальной принадлежности: существительное, глагол в личной форме, прилагательное, безличнопредикативное слово. Степень необходимости повторения словоформы связана с грамматическими и экспрессивно-стилистическими факторами.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Подробнее о том, как мы пользуемся файлами cookies и как ими управлять, вы можете узнать нажав на ссылку ниже.
Меню