Исследование реальной разговорной речи.

Исследование реальной разговорной речи выявило другие виды повторов, составляющие слабый ее элемент, ибо они зависят именно от устной речи. Некоторые виды таких повторов описаны под углом зрения актуализации высказываний: Она хотела / она хотела прийти завтра; Мы поднялись / вот в гору поднялись; Не дается / просто не дается ему русский и все; У них есть запах / такой сладковатый запах; Она далека от Венеры Милосской / очень далека; И мы все-таки тогда не очень устали / не очень (отмечены разновидности повторенных частей высказывания). Повтор позволяет выделить дополнительную рему, при этом она может находиться как в повторенном слове, так и в словоформах, зависящих от него: Мы поднялись / вот в гору поднялись. Однако функции повтора в разговорной речи значительно разнообразнее, чем только выполнение коммуникативных заданий. Средства языковой экономии и языковой избыточности в разговорной речи — явления хотя и противоположные, но оба представляют слабые элементы разговорной речи. Наряду с другими формами избыточности (например, с двойным подлежащим) повторы могут быть вызваны и такими условиями устной речи, как ощущение говорящего, что его недопоняли, недослышали и т.п.

Это может быть просто недостаточно свободное владение речью, и повтор может не давать никакой новой информации, в том числе и коммуникативной: Желающих попасть в летчики-испытатели очень много было / очень много; Кто, ребята, хочет записаться в этот кружок / кто хочет?; Ты не знаешь, что сегодня по телевизору / что / не знаешь? Ю.М. Скребнев отмечает явление повтора в разговорном синтаксисе в качестве избыточного материального элемента, непреднамеренного, вызываемого сомнением в правильности выбора слова.

Первая ступень вхождения конструкций с повторами в литературный язык — отражение в языке персонажей художественных произведений: Вы простите, простите меня, Николай Иванович (Кр.); Хватит бездельничать — все операции, операции (Кр.); Анатолий Агафонович, пожалуйста, не обращайте на нее внимания — она завелась! С ней это бывает, чистосердечно признаюсь, бывает (Зал.); В детских садах все без исключения воспитательницы — женщины, в школе — в большинстве случаев они же, в младших классах — исключительно они. В данных примерах отмечаем имитацию сильных элементов разговорной речи. Имитация слабых элементов речи в виде повторов в языке персонажей встречается реже, так как такие повторы относятся, видимо, к тем чертам разговорного синтаксиса, которые трудно передаются в художественном диалоге: Дело вот в чем: мне кажется, нам есть смысл вернуться к началу нашего разговора, интересного, в общем-то, разговора.

В художественной монологической речи повторы настолько разнообразны и разнофункциональны, что даже перечисление их заняло бы много времени. Ассоциации с «разговорными» повторами вызывают в письменной речи именно повторы словоформы, а не лексемы или повторы однокорневых слов, особенно свойственные языку фольклора. Ю.Н. Тынянов пишет, что в стихах повторение слова в одной и той же форме менее ритмически выразительно, так как «такое тождество — характерный ритмический прием практической речи и с нею ассоциируется». Важно то, что повтор словоформы, словосочетания или предложения представляет собой нарушение синтагматической цепочки и чаще всего уже по этой одной структурной особенности имеет возможность превратиться в экспрессивный синтаксический прием. Конструкции с повтором, особенно распространенным, не укладываются в известные схемы синтаксических связей.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Подробнее о том, как мы пользуемся файлами cookies и как ими управлять, вы можете узнать нажав на ссылку ниже.
Меню