Конструкции вторичного относительного подчинения.

В случае постпозитивного расположения части с вот что создается соотношение с конструкциями вторичного относительного подчинения: Петр Иванович был под хмельком, что <и это, вот что> особенно удивило Пелагею. Создается трехчленный вариативный ряд, члены которого различаются структурно (подчинение — сочинение — бессоюзие), что в известном роде соответствует выделяемым Ш. Балли трем формам высказывания (связанное — сочиненное — сегментированное), и стилистически (книжное — нейтральное — экспрессивное). Существенны отличия последнего члена ряда и в сфере коммуникативной нагрузки: относительное что, как правило, не бывает актуализированным и чаще всего составляет тему высказывания или входит в ее состав; обычно ударное вот что составляет рему высказывания, и, согласно тенденциям устного синтаксиса, в таких предложениях рема предшествует теме. Части предложения с вот что, как и относительные придаточные, невелики по объему и выражают одинаковые значения (оценки, вывода).

Как для препозитивных, так и для постпозитивных частей сложного предложения с вот что характерна одна особенность. Актуализацию информации чаще всего сопровождает субъективная оценка, выраженная в предикате. Оценка может быть эмоциональной, интеллектуальной, модальной. Лексическая семантика предиката выражает духовную деятельность человека. Морфологический их облик четко определен. Прежде всего это предикативы на -о, все более переводимые из категории состояния в категорию оценки (вот что важно < глупо, удивительно, горько, жалко, обидно, необычно, дурно, интересно, любопытно, прекрасно и т.п.>). Специфика этих слов со значением оценки состоит в том, что они обладают чертами кратких прилагательных при форме именительного падежа сращения (Обидно вот что...). Возможны в этой позиции и полные прилагательные в форме творительного падежа (Необычным было вот что...), а также в форме сравнительной или превосходной степени, что свидетельствует о высокой степени субъективной оценки: И ведь вот что занятней всего — говорит-то старший брат путем все в точку (Аст.). Употребляются существительные оценочного типа (вещь, дело, главное, фокус, ужас, штука, счастье, разница, дело, беда, расчет и т.п.), а также глаголы преимущественно с изъяснительной семантикой (скажи, говорю, думаю, знаю, увидел, чувствую, беспокоит, удивляет, устрашился, получилось, забыл и т.п.).

Так лексическая семантика, сосредоточенная вокруг сферы ‘человек’, способствует выражению экспрессивности и формированию расчлененной конструкции. Хотя многие из указанных предикатов распространены и в сложных с придаточной изъяснительной и в предложениях вторичного относительного подчинения, набор оценочных лексем в предложениях со сращениями типа вот что разнообразнее. Часть, содержащая вот что, обычно невелика по объему, и это понятно в связи с ее оценочной функцией.

Чаще всего конструкции с вот что функционируют на уровне текста, соотносясь с конструкциями, включающими местоимение это. Оценочная часть в этом случае коммуникативно более самостоятельна, она может быть и пре- и постпозитивна относительно вмещаемой части. Предикат оценочной части не только квалифицирует информацию, но и является структурным элементом текста. Вмещаемая часть строится чаще всего как изъяснительная. Отношения между оценочной частью и вмещаемой напоминают отношения в бессоюзном сложном предложении. Но вмещаемая часть выявляется в тексте по смыслу, так как ее объем различен: от одного предложения до десятков фраз.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Подробнее о том, как мы пользуемся файлами cookies и как ими управлять, вы можете узнать нажав на ссылку ниже.
Меню