Историческая категория русского синтаксиса.
Обособленные адъективные и субстантивные обороты с атрибутивным значением — также историческая категория русского синтаксиса. Однако эта синтаксическая конструкция более «молодая», чем причастные и деепричастные обороты. В языке XVIII в., даже в художественных жанрах, обособленные определения почти не отмечены. Их появление относится к началу XIX в. и связано с развитием художественной литературы, и прежде всего поэтической речи. Более всего исследована судьба обособленных адъективных оборотов.
На протяжении XIX в. изменения в употреблении обособленных адъективных оборотов состояли, во-первых, в том, что краткая форма прилагательного стала выходить из употребления, оставаясь лишь в поэтической речи, и, во-вторых, в том, что адъективные обороты стали более пространными, в том числе и за счет однородности: Румяный, жизнерадостный и счастливый, каким может быть только двадцатилетний человек на заре жизни, полный надежд от будущего, он был необыкновенно весел.
Тенденции в развитии обособленных адъективных и субстантивных оборотов исследовались меньше, чем причастных и деепричастных оборотов, и мы не располагаем данными об использовании этих оборотов в современной художественной литературе. Однако есть мнение, что обособленные определения в начале XIX в. оценивались как галлицизмы.
В подобных случаях мы имеем дело с конструкцией, конкурирующей более всего с несогласованным обособленным определением (ср.:… Екатерина Викторовна, в скромной белой блузочке, длинной черной юбке...; Был он худ и черняв, с лицом длинным, морщинистым...; Старушка, в очках в роговой оправе, с зачесанными со лба редкими волосами, с кружевным воротничком и белыми манжетами..). С традиционным несогласованным определением именительный изолированный сближает определительная функция, а также стилистическая книжная окраска. Новым же является синтагматическая отчлененность, «отрыв» именительного изолированного от основного предложения, вызванная заменой косвенного падежа именительным. Особенная отчлененность отмечается при постановке скобок, номинатив оказывается в положении вставки, или при парцелляции. Функциональная сфера подобных конструкций — описание персонажей художественных произведений. Эти же функции свойственны и несогласованным определениям. Характерно, что номинативы, «восходящие» к несогласованным определениям, рассматриваются некоторыми исследователями уже не как осложненные компоненты предложения, а как более самостоятельные элементы текста. По их отношению к предшествующему предложению выделяются два вида значения: пояснительно-конкретизирующее и определительно-конкретизирующее. Ср.: Лицо ее, уже немолодое, хранило следы былой красоты: высокий лоб, большие темные глаза, опушенные густыми ресницами, точеный нос (Н.Ф.). — Незаметно возник Костя, оранжевая рубашка с английскими надписями, медный браслет на руке (Д.Г.). В приведенных ранее предложениях номинативы имеют определительно-конкретизирующее значение и наиболее близки обособленным субстантивным оборотам.