Современные официально-деловые тексты.

Современные официально-деловые тексты содержат еще больше простых предложений — 81,1 процента, а их средний размер составляет 21,9 слова, в то время как средний размер сложного предложения равен 30,8 слова. Информация в официально-деловом стиле передается также сжато, но нередки грамматические структуры, увеличивающие размер простого предложения, — это перечислительные ряды однородных компонентов, вставные и уточнительные конструкции. Можно сказать, что в научном и официально-деловом стилях «сближены» размеры простых и сложных предложений в связи с их сходностью в функциональном и смысловом отношении.

Структуре научных и официально-деловых текстов противостоит организация публицистических текстов. В них отмечается 56 процентов простых предложений, но средний размер их лишь 8,7 слова, а средний размер сложного предложения -18,3 слова.

«Короткость» предложения в публицистическом стиле свидетельствует о передаче информации в расчлененном виде, о тенденции к замене синтагматической прозы актуализирующей, о субъективированном изложении. Именно в языке публицистики отчетливо видно уменьшение размеров предложений.

Совершенно по-особому решается проблема размера предложения в современной художественной прозе. Сравним примеры из современной прозы с резко контрастирующим синтаксическим «устройством»:

Если плохое было бы обнаружено только в отделении у Санина — оправдание быстрое и расправа короткая. Но было много заведующих отделениями, и в результате стихийно возникло собрание. Юрий Михайлович оценил обстановку и выступил первым, чтобы задать тон. Он был краток: виноват, молод, исправлюсь. Но некоторые из заведующих отделениями отнеслись ко всему очень серьезно. Они предъявили встречные претензии к администрации. Получилось как на качелях. То коршунами падали на администрацию заведующие и тут же назад — администрация наступала на заведующих; потом опять оправдывались то администрация, то заведующие (Кр.).

Первый пример — единое предложение, — несомненно, олицетворяет ту ветвь современной художественной прозы, которая следует традициям русской классической прозы. Так, отмечено устойчивое воздействие «синтаксического почерка» Л.Толстого на авторскую речь советских писателей, например Ю.Бондарева—«характерные для Л.Толстого пространные периоды, развернутые сложные предложения, как бы построенные по принципу замедленной съемки, свободное насыщение фразы причастными и деепричастными оборотами».

Второй пример, приблизительно равный по объему первому, состоит из восьми предложений, три из которых — простые. Однако и сложные предложения не являются протяженными, почти все они состоят из двух предикативных единиц.

Значительная вариантность размера предложения в художественной прозе и относительная стабильность в научных и официально-деловых текстах свидетельствует о стилевой нивелированное последних, где индивидуально-авторские языковые особенности затушевываются и вырабатываются единые синтаксические формы изложения.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Подробнее о том, как мы пользуемся файлами cookies и как ими управлять, вы можете узнать нажав на ссылку ниже.
Меню