Глаголы отвлеченного действия.


Глаголы более отвлеченного действия совершенного вида иначе реагируют на синтаксическое окружение, чем глаголы несовершенного вида. Ср.: Она вчера весь день читала, писала при невозможности Она вчера весь день прочитала, написала.

Отмечалось, что перфектные глаголы по сравнению с имперфектными обладают большими возможностями к синтаксическому распространению в силу их большей динамичности.

Наибольший интерес представляют случаи абсолютивного употребления переходных глаголов, т.е. без прямого дополнения независимо от контекста или ситуации. Давно отмечено абсолютивное употребление переходных глаголов со значением ‘способность к действию’ (типа Он хорошо поет). Трудность разграничения абсолютивного и релятивного употребления слова связана не только со значением самого глагола, но и с характером объекта. «При разнообразии возможных объектов релятивность глагола выступает отчетливее, граница между абсолютивными и релятивными значениями — резче (ср. видеть как свойство зрячего и видеть что как процесс восприятия). При ограниченности круга объектов обозначение объекта менее обязательно, граница между абсолютивным и относительным употреблением слова стирается. Ср.: Люди пахать —Люди землю пахать».Действительно, глаголы дать, взять, бросать, встретить предполагают множество объектов, а читать, шить, варить, гладить, сеять — ограниченное их число.

В абсолютивном употреблении переходный глагол часто сопровождают другие распространители, например зависимые от него словоформы косвенно-объектного значения. Это возможно тогда, когда глагол управляет двумя или даже тремя зависимыми словоформами: Я к вам пишу — чего же боле? (П.); Про генералов, ежели угодно, я могу и сам вам объяснить (Ч.); Эти действия также напоминают о политике богдыханов; Думаете, раз милиция, так они и в искусстве не понимают?; На трудодень колхоз выдал колхозникам по два килограмма хлеба. В приведенных примерах синтаксическая природа объектных форм при переходных глаголах весьма различна: это и остаток двойного объекта (пишу что? кому?), и возможность вариативного управления (напоминать что? о чем?; понимать что? в чем?; объяснить что? про что?, выдать что? по скольку?). Примеры эти можно умножить: прощать детей/детям, вылечить грипп/от гриппа, платить золото/золотом, бросить палку/палкой, подать в суд и т.п. Во многих подобных случаях падежные и предложно-падежные формы при переходных глаголах обязательны, однако опора на формы не винительного, а других падежей делает конструкции с переходными глаголами более свободными, чем при винительном прямого объекта. Кроме того, употребление предложных форм вместо беспредложных усиливает аналитизм конструкций при переходных глаголах. Круг переходных глаголов, способных употребляться абсолютивно при наличии косвенно-переходного объекта, очень широк, при этом в значении глагола не происходит семантических сдвигов.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Подробнее о том, как мы пользуемся файлами cookies и как ими управлять, вы можете узнать нажав на ссылку ниже.
Меню