Правила русского языка
Упражнение.Прочтите текст и озаглавьте. Спишите текст, в прилагательных подчеркните суффиксы.
На кораблестроительном заводе сегодня праздничный день — спуск мощного ледокола, над которым потрудились искуснейшие мастера. Деревянные дорожки, по которым спустится новый советский ледокол, обильно намазаны салом. Ледокол уже на салазках. Заботливые руки украсили его зеленью. Момент ответственный. Смотришь на мощный корабль, на его гигантский металлический корпус и не веришь, что это сделано маленькими человеческими руками: до того величественен и могуч корабль.
Торжественная минута близка. Раздаются отрывистые слова команды. Корабль двинулся по скользкой дорожке вниз. Приветственные крики не смолкают. Радостные звуки Интернационала раздаются в осеннем свежем воздухе.
Упражнение.Спишите текст, подчеркните прилагательные с отрицанием объясните, почему не написано то слитно, то раздельно.
1.Каштанка отлично помнила, как она провела день и как она попала на этот незнакомый тротуар.
2. Каштанка и её хозяин уже были в маленькой комнате с серыми дощатыми стенами.Тут, кроме небольшого столика с зеркалом и табуретом, другой мебели не было. Затем хозяин стал облачаться в какой-то необыкновенный, совершенно несообразный костюм. За стеной далеко где-то играла ненавистная музыка и слышался временами непонятный рёв.
3. Белка песенки поёт и орешки всё грызёт, а орешки не простые, всё скорлупки золотые. (П.)
4. Но Кочубей богат и горд не долгогривыми конями, не златом, данью крымских орд, ке родовыми хуторами, прекрасной дочерью своей гордится старый Кочубей. (П.)
5. Столбом уж крутился песок золотой, звонков раздавались нестройные звуки.
6. Путники, выйдя из леса, увидели перед собой не большое поле, как предполагали, а небольшой луг.
Упражнение.Спишите примеры, пишите (не) слитно или раздельно.
1.(Не) большой обоз тянулся по узенькой просёлочной (не) торной дорожке, по (не) обозримым снежным пустыням.
2. Моё внимание привлёк (не) большой куст на другом берегу реки.
3. Цветы на клумбе были посажены (не) правильными рядами, а сплошной густой массой.
4.Спутник наш ростом был (не) высокий и не (низкий).
5. Статью было трудно понять, так как она была написана (не) понятным языком.
Упражнение.Спишите текст. Частицу не пишите слитно или раздельно.
В ШАХТЕ.
Мы спустились в шахту. Шли по низкому проходу. Вдруг я увидел низко на стене (не) большую клетку с канарейкой, а на земле другую — с белыми мышками. Они имели (не) обычный весёлый вид, а скучноватый, грустный. Зачем это? — подумал я. Инженер понял мой (не) доуменный взгляд и пояснил (не) понятное для меня присутствие птицы и мышей.
Канарейка и мыши составляют здесь (не) праздную забаву, а несут государственную службу. В шахте есть (не) умолимый ужасный враг — угарный газ, смертоносный газ (не) видимка. Ни тонкий нюх, ни зоркий глаз не могут его обнаружить. Как же его обнаружить? Ведь гибель людей (не) избежна, если газ распространится по шахте. Угарный газ тяжёл, он течёт на (не) большой высоте. Канарейки и мыши очень чувствительны к угарному газу и быстро выдают его присутствие своим поведением. Они сигнальщики бедствия.
Упражнение.Спишите примеры, подчёркивая прилагательные одной чертой, а прилагательные, употреблённые в значении существительных, — двумя чертами.
1.Дежурный врач обходил утром все палаты. Дежурный по классу должен следить за чистотой класса.
2. Каштанка обнюхала углы и мебель, заглянула в переднюю и не нашла ничего. На переднюю скамью посадили самых маленьких ребят.
3. В магазин привезли мороженое мясо. На углу в жаркий день бойко торговали мороженым.
4. Военный врач сказал, что раненый через неделю вернётся на фронт. В комнату вошёл высокий военный с орденом на груди.
5. Верховой ветер клонил к земле невысокие берёзки. По лесной тропинке мчался на усталой лошади верховой.