Занимательные задания по русскому языку
Упражнение.Прочтите текст. Озаглавьте. Вставьте пропущенные буквы. Персидская тигрица Тереза попала в зоопарк ручной. Родилась она в Иран…. У своего хозяина она жила на свобод…. Тереза была общей любимиц…: с ней много возились, играли и баловали её. Она любила, играя, подкрадываться к человеку, как- к добыч..., и бросаться на него. Терезу за её проказы решили отдать в зоопарк. Но и в клетк… она сохранила свой весёлый характер. Она скоро привыкла к новой жизн…, к новым людям. Вместе со сторож… во время обеда к ней подходили её новые знакомые. Сторож поднимал дверцу клетк… и просовывал кусок мяса на железной вилк…. Тигрица с жадност… хватала его и располагалась у самой решётк…. Медленно она лизала мясо шершавым языком, затем резала, как нож…, коренными зубами. Впоследствии она забыла о жизн… на свобод… и не любила, когда ее выгоняли из клетк… на прогулку. Упражнение.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. ДАЛЁКИЕ ГОДЫ. В детств… мне пришлось жить в Поволжье. Вслед за своим старшим братом я с девяти лет пристрастился к охот…. В нашей местност… в изобили… водились медведи и лоси, а волки в длинные зимние ночи подходили к самому дому. Много летних зорь и ночей встречали мы в лесу или у речк…, при свет… костра, шелест… ветра в прибрежной траве, скрип… коростелей в пол… и крякань… уток в гибких камышах. С того врем… прошло много лет. Но в моей памят… остались и звуки тех ночей, и запахи лугов. Нередко я слышу и чувствую их во сне. Любовь к жизн… первобытной природы и привычка к перемен… мест сохранились у меня навсегда. В сочном бурьян… на берегу речк...- в осеннюю пору кормились пролётные стаи чижей и щеглов. Мы с увлечением ловили их и держали в клетках, а при наступлени… весны выпускали на волю. По окончани… школы я учился на естественном факультет… университета и сделался натуралистом. Я никогда не раскаивался в выбор… этой професси.... Упражнение.Выпишите в три столбика существительные с суффиксами; расставьте ударения; существительные ставьте в именительном падеже единственного числа. 1. Сеюсь, как из сита, но не порошок; заползаю в жито, но не червячок (дождь). 2. Спой, светик, не стыдись. 3. Вмиг тогда мой петушок приподымет гребешок, закричит, и встрепенётся, и в то место обернётся. 4. Бабушка испекла вкусный пирожок и лучший кусочек дала внучке. 5. Старичок был мастер делать игрушки: кому свисточек вырежет, кому дудочку. 6. На опушке паслось стадо; слышалось позвякивание колокольчиков и бубенчиков. Тут же сидел пастушок на низеньком пенёчке. 7.Тропинка спускалась в небольшой овражек. 8. Малыш был рад, что сам нашёл орешек. 9. Каждый цветочек на лугу, каждый листочек в лесу радуются теплу и свету. Упражнение.От данных существительных образуйте новые существительные при помощи суффиксов (-ч-) ек или (-ч-) ик. Уголёк, самовар, носок, стул, платок, стакан, графин, цветок, венок, чулок, звонок, кусок, клубок, телёнок, кузнец, кулёк, палец, сынок, фартук, бугорок, часок. -ец, -иц-а. Суффикс -ец бывает- только в словах мужского рода, а суффикс -иц-а бывает только в словах женского рода: хлебец, старец, но: конница, лужица. Упражнение.Спишите примеры. Существительные с суффиксом -ец подчеркните одной чертой, а с суффиксом -иц-а—двумя чертами; сверху обозначьте, какого рода эти существительные. 1. Видит: белочка при всех золотой грызёт орех, изумрудец вынимает, а скорлупку собирает. (П.) 2. Спи, младенец мой прекрасный, баюшки- баю! (Л.) 3. Крепкий морозец пощипывал прохожим носы и уши. 4. Весенняя распутица давно прошла, но у околицы села ещё было грязно. 5.Школьники и школьницы весёлой гурьбой сбегали по лестнице. 6. Пионеры написали письма героическим работницам Сталинграда. 7. Мастер- стахановец помог многим ударницам стать стахановками. 8. У нас в СССР не было и нет безработицы. 9. Красноармеец и краснофлотец охраняют мирный труд нашей великой Родины. А.-ец-Оу иц-е. В существительных среднего рода пишется ~ецо, если ударение падает на окончание, и пишется -ице, если ударение падает на основу, письмецо, ружьецо, но: платьице, креслице. |