Правописание в русском языке
Упражнение.От данных существительных образуйте родительный падеж множественного числа. Запишите эти существительные. Объясните правописание родительного падежа. Образец: вишня — вишен. Сотня, дыня, готовальня, пекарня, красильня, башня, твердыня, колокольня, конюшня, маслобойня, пашня, деревня, яблоня, баня, кухня, черешня, вишня. Упражнение.Спишите текст, образуя родительный падеж множественного числа от существительных, заключённых в скобки. 1.В саду тянулись ряды (вишня, яблоня и черешня). 2. Много (песня) слыхал я в родной стороне. 3. Колхоз расположен среди (пашня) на берегу реки. 4. Ветки цветущих (черешня) смотрят мне в окно. 5.Мимо городов и (деревня) мчится наш поезд. 6. Весной для сезонников открыли несколько (читальня). 7. Фабрика выпустила большое количество (готовальня). 8. Я знаю наизусть много (басня) Крылова. 9. Весной на берегу увеличили число (купальня). 10. Вот и солнце встаёт, из-за (пашня) блестит, 11. В совхозе выстроили несколько (конюшня). Упражнение.Прочтите текст, озаглавьте его. Спишите текст, подчёркивая существительные 2-го склонения двумя чертами, а существительные 1-го склонения — одной чертой. На территории Московского зоопарка совсем ещё маленький козлёнок очутился как-то в загоне двух уссурийских тигров. Эти огромные звери никогда в своей жизни не видали козлят, и безобидное животное внушило им страх. Тигры, завидев козлёнка, приняли оборонительные позы. Козлёнок, ища мать, потянулся к хищникам. Они же, рыча и скаля зубы, в страхе попятились. Козлёнок подходил ближе, а тигры в страхе отступали. Наконец, они оказались прижатыми к стене, поднялись на задние ноги, закрыли глаза и с рёвом стали отмахиваться от козлёнка лапами. Удар, случайно нанесённый тигром, убил козлёнка. Но и после того тигры не могли побороть в себе страха: они долгое время робко ходили вокруг, не смея подойти ближе. Упражнение.Спишите, ставя слова, заключённые в скобки, в предложном падеже. 1. На (потолочек), в (уголочек) висит сито, не руками свито [паутина]. 2. В согласном (стадо) и волк не страшен. 3. В (колхоз) язык не в зачёт: кто работает, тому почёт. 4. Там, на (простор), в голубой дали гордо режут море наши корабли. 5. Огромный самолёт сделал посадку на (остров) Удд. Лётчики остановились в рыбачьем (посёлок). 6. В (посёлок) есть рыбозавод. На (завод) работает 80 человек. 7. В этом (место) Охотского моря температура очень низкая. Льды отсюда уходят только в (июнь). Упражнение.Спишите рассказ, ставя данные в скобках слова в нужных падежах. ПОДВИГ ДИСПЕТЧЕРА. Савчук работал диспетчером на железнодорожной (станция). Это было в каких-нибудь сорока километрах от (линия) немецких (укрепление). Мимо (станция) и день и ночь шли на фронт поезда с войсками и грузами. Савчук внимательно следил за (движение). Но вот немцы пошли в (наступление). Положение на (линия) становилось всё напряжённее. В (ожидание) воинских эшелонов Савчук не покидал своего поста. Вдруг за окном словно (молния) засверкали. Послышался грохот, и к (станция) подлетел немецкий бронепоезд. Не успел Савчук опомниться и справиться с (волнение), как в дверях появились немецкие часовые. К диспетчерскому месту подошёл офицер и отдал (распоряжение) Савчуку не покидать работы. Савчук должен был направить подходивший на всех парах немецкий эшелон на свободную (линия). Дула (орудие) грозно глядели с бронепоезда, офицер с (оружие) стоял рядом. Савчук молча кивнул головой, словно говоря о своём (согласие). Через три минуты немецкий эшелон на всём ходу налетел на бронепоезд и разбился вдребезги. Движение на (линия) было прервано на несколько часов. Савчук был тут же расстрелян. |