Изучение русского языка для иностранцев

Упражнение. Данные существительные спишите двумя столбиками в один столбик существительные, обозначающие одушевлённые предметы, а в дру­гой — существительные, обозначающие неодушевлённые предметы.

Пионер, звено, трактор, тигр, рысь, город, река, рак, Орёл (город), орёл, колхоз, каникулы, жители, часы, дуб.


Упражнение. Выпишите б столбик те существительные, которые упо­требляются только в единственном числе. В другой столбик выпишите суще­ствительные, употребляющиеся и в единственном, и во множественном числе.

Образец:

Молоко, облако, жалость, шалость, порох, петух, молодёжь, серебро, озеро, лень, пионерия, пионерка, кость, молодость, сырость, трость, ма­шина, тишина, крестьянство, крестьянка* старание, терпение, студенче­ство, чувство, ночь, мощь.

Упражнение.Выпишите существительные, которые употребляются только во множественном числе. Выберите из них пять любых существитель­ных и составьте с ними предложения.

Корыта, Борота, обои, бои, пеналы, каникулы, щипцы, концы, двери, кудри, сани, бани, капли, грабли, дрова, кружева, тени, дрожжи, вожжи, чернила, дела, молотилки, опилки, сумерки, мельницы, ножницы, сливки, наливки, утки, сутки, борщи.


Упражнение. Озаглавьте рассказ. Выпишите из текста по одному предложению на каждый падеж существительного стрекоза.

Кто не знает нарядной блестящей стрекозы? Стрекозу вы можете ви­деть в ясный солнечный день над лесными полянами, у берегов озёр и рек. Вы любуетесь стрекозой, когда она качается на цветке или носится в воздухе. Но не думайте, что это она веселится. Стрекозе нужно очень много пищи, и она гоняется за мухами, за бабочками. Вот стрекоза опу­скается на воду и оставляет на листьях водорослей яички. Из яичек вы­ходят прожорливые личинки, которые живут в воде. Наконец личинка по стволу водоросли выползает из воды и превращается в куколку. В серой безобразной оболочке уже живёт стрекоза, но на стрекозе тя­жёлая одежда, которую надо сбросить. Стрекоза вертится, лезет из кожи вон, отталкивает от себя ногами упругую оболочку. С трудом оболочка сброшена, и по стеблю поднимается стрекоза, мокрая, беспомощная, со смятыми крыльями. Она терпеливо их сушит. Но вот крылья обсохли. Стрекоза поднимает голову — и вдруг взлетает

Упражнение. Данные словосочетания измените так, чтобы существи­тельное стояло в родительном падеже.

Образец: Вывозить товары~ вывоз товаров.

Чистить платье. Завивать волосы. Брить бороду» Стирать бельё. Гла­дить платки. Варить обед. Готовить еду, Мыть посуду. Убирать ком­нату. Покупать продукты, Доставлять молоко. Рубить дрова. Топить печь.

Упражнение.Данные предложения переделайте в отрицательные.

Садовник расчистил дорожки сада, подстриг деревья и обложил дёр­ном площадку для крокета.

Хозяйка протёрла окна, выстирала занавески, вытерла пыль с под­оконников и поставила цветы.

Упражнение.Укажите значение творительного падежа в следующих сочетаниях.

Запирать ключом, задавило деревом, он у нас учителем, торговать хлебом, стоять истуканом, писать карандашом, заведовать школой, сте­реть резинкой, увлекаться музыкой, задавило трамваем, протокол пи­шется секретарём, отец любим детьми,- она была нашей учительницей, город освобождён нашими войсками, махать платком, лететь вереницей, распоряжаться деньгами, обед сварен хозяйкой, стучать кулаком, пре­небрегать советом, брызгать водой, идти толпой.

Упражнение. Спишите текст, подчеркните несклоняемые имена су­ществительные.

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Подробнее о том, как мы пользуемся файлами cookies и как ими управлять, вы можете узнать нажав на ссылку ниже.
Меню