Самостоятельное обучение русскому языку
Наиболее важные чередования гласных звуков:
е — о: везу—возит,, несу— косит, теку — ток, беру — сбор, мереть —мор;
е — ё: теку — тек, кесу — нёс, пеку — пёк, метла — мётлы, весло — вёсла, ведро — вёдра, жечь — оюёг, жека — жё- кы, желтеть — жёлтый, шедший — шёл, челнок — чёлк, щека — щёки;
О — а: разбросить — разбрасывать, заморозить — заморажи
вать, распоротый — распарывать;
е —— и —нуль звука: запереть — запирать — запру, соберу — собирать — собрать;
е — ы —у — нуль звука: посол — посылать — послать, засох-
куть — засыхать — сухо, глохнуть — глухо, зов — созывать — звать,
Упражнение. Спишите и подчеркните чередующиеся гласные.
Просить — упрашивать; устроить — устраивать; усвоить — усваивать; ходить— хаживать;
везти — воз; течь — ток; лечь — ложе; задеру — задираю — задор; умереть — умирать — мор; затереть — затирать — затор; жечь — зажигать;
сохнуть — сухо — засыхать; воздух — вздох—дыхание; глохнуть—• глух; слух — слышать.
Упражнение. Спишите примеры; в выделенных словах найдите корень и подчеркните чередующиеся гласные.
Утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. (Т.) Красавица-зорька в небе загорелась. (Кольц.) 2. И ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит. (П.) Гроза приближалась с неимоверной быстротой, молния блистала веб чаще, веб ослепительнее.
Жара стояла нестерпимая: горели леса, на несколько километров пахло гарью. 4. Зашумел лес, сверкнула молния, загремел гром. Весна наступила. Веселые ручейки текли по улицам, а наша скромная речка превратилась в бурный поток. 6. Старый сад был заброшен и давно заглох. Ребёнок забирался в самые глухие уголки и воображал себя в дремучем лесу. 7. Мать прислушивалась к дыханию больного ребёнка, к каждому его вздоху. 8. Она боялась потревожить малютку лишним прикосновением и лишь слегка прикасалась, когда надо было поправить постель.
Упразднение. Данные слова образованы от пяти корней. Слова от каждого корня выпишите з отдельные столбики. Укажите чередования.
Теку, блёстки, блистать, холод, подруга, поток, воздух, блещут, течение, прохладный, друзья, проточный, блеск, воздушный, охлаждать, дружеский.
Упражнение. Подберите слова, однокоренные со словами: война, воевать, воин, военнообязанный, завоевание.
Упражнение.Подберите слова, однокоренные со словами: бить, разбить, битва, бой, боец, боеприпасы.
Упражнение. К данным словам подберите слова противоположного значения (антонимы). Подчеркните в антонимах безударные гласные корня.
Образец: лёгкий — тяжёлый.
Скучный, длинный, старый, дешёвый, маленький, близкий, больной, покупать.
Упражнение.Напишите рассказ на тему.Утро в деревне**, употребляя в нём следующие слова:
босиком, трава, роса, заря, собака, цветы, пчела, лететь, раздаваться, рожок, остановиться, завтракать, возвращаться.
Упражнение.Вставьте пропущенные безударные гласные.
Солнце уже склонялось, д… леко отр… жая к… сые лучи. Мы бредили в лесу. К… эалось, что лесные п… ляны сами нал… вались густой т… мнотою, что она п… лзла откуда-то из земли, л… жилась у наших ног. Уже стало трудно различать оч… ртания веток, и след зн… комой тр… пинки стал проп… дать, но сквозь просеку ещё