Домашние задания по русскому языку
Спишите примеры. Объясните правописание выделенных слов.
1. На что клад, коли в семье лад.
2. He за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
3. Есть крылья — не летаю, ног нет, а не догонят (рыба).
4. Дорожка сузилась и, наконец, совсем затерялась в траве.
Объявлен перерыв.
6. Ученики сочинили пьесу из школьной жизни и разыграли её.
7. Повторенье — мать ученья.
8. Выстроены новые двухэтажные детские дома и четырёхэтажные школы.
9. В день годовщины Красной Армии нарядный четырёхъярусный театр был наполнен праздничной толпой.
Упражнение. Спишите текст, вставляя пропущенные ъ и ь (разделительные).
В воздухе в… ётся снег.
2. Суч… я и стволы дерев… ев покрылись инеем.
3. Лист… я с… ёжились от холода. 4. Приятно слушать журчание руч… я.
5. Сем… я обез… ян скрылась среди в… ющихся лиан.
6. Из скалы б… ёт ключ.
7. Верблюд — в… ючное животное.
8. Автомобиль в… ехал в гараж.
9. В… езжай в ворота тихим шагом.
У под… езда школы висит об… явление о приёме детей в первый класс. В Москве был с… езд писателей.
Упражнение.Спишите примеры и поставьте ударения.
1. Настольные игры занимали детей в дождливую погоду.
2. Нет более забавной и весёлой игры, чем игра котят.
3. На лугу звенит коса. 4. Волосы девушки заплетены в две косы.
5. У Саши длинные косы.
Упражнение.Прочтите и запомните ударения в следующих словах. Напишите несколько предложений с этими словами.
Кинб, киломётр, квартал, гектар, молодёжь, магазин, партёр, процёнт, предмет, портфель, ромйн, президиум, атмосфера, катастрбфа, нёнависть, докумёнт, в цёлях, гусеница, статуя, столяр, ходатайство.
Упражнение. Напишите предложения со словами:
дорогой — дорогбй; плачу — плачу; кружки — кружки; сорбка — сорок!
Упражнение. Озаглавьте текст. Выпишите из текста слова, имеющие тот же корень, что и слово лететь.
Военный лётчик Черкасов имел на своём счету девяносто девять вылетов. Сейчас он собирался в сотый, юбилейный полёт. Готовый самолёт ждал его на аэродроме. Надо было залететь в глубокий тыл врага и уничтожить цистерны с горючим. Лётные качества его самолёта были проверены и оказались прекрасными. И скоро самолёт полетел над примолкнувшими ночными лесами. Среди туманной мглы заблистали желтоватые разрывы зениток. Враг нащупывал самолёт. Но лётчик летел на большой высоте, и выстрелы не причиняли ему вреда. Вот к указанная цель. Черкасов повёл самолёт прямо к ней. Самолёты врага, как коршуны, слетелись к нему. Начался воздушный бой. Однако бомбы всё же были сброшены. Это, был юбилейный, сотый полёт лётчика Черкасова.
Упражнение. К выделенным словам выберите слова того же корня и спишите их столбиками.
Труд» местный, вода, перемена, трудный, ломкий, предместье, наводнение, волнистый, трудовой, ломать, место, подводный, затруднение, лом, смена, водянистый, волноваться, размен, подломиться, местность, волна, выменять, сломать, безводный, взволнован, заместитель, потрудиться, наводнить, променять, наломанный, водник, мена, волнение, трудно, переместить.
Упражнение. Данные ниже слова образованы от пяти корней. Спишите их столбиками; в каждом столбике пишите слова одного корня.
Сад, набег, свет, ездить, бегун, вода, садовник, светлый, наездник, водянистый, осветить, беглец, приезд, засветло, посадить, бегать, поездка, бегство, посветить, отъезд, водичка, светлячок, побег, рассада, водяной.
Упражнение. Разберите значение данных ниже слов к докажите, что они не одного корня.
Нос— носить, 2) ухо —уха, 3) водить—водный, 4) горе — гора,
лез — левый, 6) корить — корь, 7) спорить — спорый.
Упражнение. Разберите значение данных ниже слов. Докажите# что слова внутри каждой группы одного корня.
- Родина, родители, родной.
- 2. Мутный, смута, помутиться.
- 3. Плету, сплетки.
- 4. Отвар, заварка, повар, варенье, вареники.
- 5. Гроза, грозовой, пригрозить, грозный.
- 6. Полить, подливка, литьё, наливное (яблоко), залив, ливень.