Анализ русского языка - второстепенные члены предложения.
Кроме главных членов, в предложении могут быть второстепенные.
Второстепенные члены предложения поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.
В предложении Длинный обоз медленно двигался по пыльной дороге подлежащее обоз и сказуемое двигался;
Второстепенные члены предложения: длинный, медленно, по дороге, пыльной.
Слово длинный поясняет подлежащее обоз, показывая, какой обоз двигался;
Слово медленно поясняет сказуемое двигался и показывает, как двигался обоз;
Слова по дороге поясняют сказуемое двигался и показывают, где двигался обоз;
Слово пыльной поясняет второстепенный член предложения по дороге и показывает, по какой дороге двигался обоз.
Из всего сказанного становится понятным, почему подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения. Всякий второстепенный член зависит от какого-либо другого слова в предложении, а подлежащее и сказуемое ни от каких других слов не зависят и являются таким образом основой всего предложения. Подлежащее и сказуемое и без второстепенных членов могут составить предложение.
Предложение, которое состоит только из подлежащего и сказуемого, называется простым нераспространённым.
Например: Ветер шумел.
Предложение, в котором, кроме подлежащего и сказуемого, имеются ещё второстепенные члены, называется простым распространённым. Например: Свежий ветер бойко шумел в зелёных листьях.
Упражнение б. Разберите следующие предложения по вопросам* Составьте схемы к трём предложениям.
Прошлым летом я видел крупную акулу на Белом море. Огромная акула лежала на палубе. Она поминутно била упругим хвостом. Маленькие глазки акулы зло поблёскивали. Вокруг толпилась команда. Мой товарищ протянул акуле конец палки. Она ловко Цапнула протянутую палку. Палка тотчас переломилась.
Упражнение.
Данные распространённые предложения сделайте нераспространёнными,
1. Нетерпеливые лошади тронулись. Колокольчик зазвенел. Тройка быстро полетела по гладкому санному пути.
2. Быстро наступал хмурый вечер. Шёл неприветливый осенний дождь. С севера дул пронизывающий ветер.
3. Ясная луна тихо сияла на небе. Тёплая июльская ночь тиха. Изредка поднимался лёгкий ветерок.
4. Над потемневшими садами чуть заметно зажглись звёзды. Звуки понемногу затихли в станице. У ворот слышались голоса.
Упражнение 2.
Данные нераспространённые предложения распространите при помощи вопросов, указанных в скобках.
(Где?)появилась (какая?)туча. 2. (Какой?)поезд прибыл (откуда? когда?).3. (Какой?)врач принимает (кого? когда?).4. Письмо (от кого?)получено (кем? когда?).5. Состязания (между кем?)состоятся (когда? где?).
Упражнение 3.
Данные нераспространённые предложения сделайте распространёнными. Составьте рассказ и озаглавьте его.
Разведчик идёт. Лес молчит. Разведчик прислушивается. Кто-то приближается. Хрустят ветки. Разведчик всматривается. Враг близко. Это офицер. Разведчик бросается. Враг связан. Приказ выполнен.
Упражнение 9. Из данных слов и нераспространённых предложений образуйте распространённые предложения. Составьте рассказ и озаглавьте его, Сторожка. Рельсы. Вдали лес. Показался дымок. Шум. Раздался гудок. Стук колёс. Шёл поезд. Сторож. Зелёный флаг. Шум усилился. Пыхтение паровоза. Поезд пронесся.
Упражнение 4.
Составьте четыре связных ряда распространённых предложений, воспользовавшись данными группами слов.
Лётчик, самолёт, пропеллер, земля, люди.
Зенитка, осколки, бомба, крыша, пожарник.
Завод, станок, работа, тыл, выполнение.
Колхоз, весна, трактор, расширить, помощь, Красная Армия, посевная площадь.