Цель обучения:
Код ОКПДТР 25484
Возможные коды ОКЗ по действующему ОК 010-2014:
2330 - Педагогические работники в средней школе
2341 - Педагогические работники в начальном образовании
2342 - Педагогические работники в дошкольном образовании
Код категории (класса) квалификации
1 - Первая
2 - Вторая
3 - Третья
4 - Четвертая
5 - Пятая
6 - Шестая
7 - Высшая
Цель обучения – Получение квалификации и документа установленного образца
Категорию слушателей (занимаемая должность) - Педагог-психолог
Педагог-психолог относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности заведующим ДОУ в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
На должность педагога-психолога назначается лицо:
- имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы;
- не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);
- не имеющее (не имевшее) судимости, не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности(часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации).
- не имеющее неснятой или непогашенной судимости за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные выше ((часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);
- не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);
- не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (часть вторая статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации);
- с наличием медицинской книжки (ст. 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В процессе работы педагог-психолог руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, Профессиональным стандартом педагога-психолога (психолога в сфере образования), требованиями ФГОС ДО и рекомендациями по их применению, данной должностной инструкцией педагога-психолога ДОУ, Уставом детского сада, коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, Трудовым договором, правилами и нормами охраны труда и пожарной безопасности, приказами заведующего и другими локальными нормативными актами дошкольного образовательного учреждения.
Должен изучить и знать:
законы и другие нормативно-правовые акты, регулирующие образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения;
Декларацию прав и свобод человека;
Конвенцию о правах ребенка;
Федеральный закон от 24.07.98г № 124-ФЗ в редакции от 29.06.2013г "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Профессиональный стандарт педагога-психолога (психолога в сфере образования), утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н;
нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, занятости детей и их соцзащиты;
общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;
основы дефектологии, психотерапии, психодиагностики, психогигиены, психологической консультации и психологической профилактики;
новейшие методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;
методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
методы, приемы и способы занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
методы и приемы применения образовательных технологий, в том числе дистанционных;
актуальные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, осуществление компетентностного подхода;
основы работы с персональным компьютером, принтером, электронной почтой и браузерами, текстовым редактором и презентациями, мультимедийным оборудованием;
методику убеждения, обоснования своей позиции, установления контакта с детьми разных возрастов, их родителями (законными представителями), коллегами по работе;
методы выявления причин конфликтных ситуаций, их предупреждения и решения;
правила внутреннего трудового распорядка ДОУ;
должностную инструкцию педагога-психолога в детском саду, правила охраны труда и пожарной безопасности, порядок действий при возникновении пожара и эвакуации.
В период отсутствия педагога-психолога (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет иной работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.
Педагог-психолог относится к профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников третьего квалификационного уровня (Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н).
Педагог-психолог работает по графику, утвержденному заведующим ДОУ, с нагрузкой на одну ставку 36 часов в неделю. Из них 18 часов в неделю отводится:
на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками, на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения
остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.)
Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении (при обеспечении администрацией образовательного учреждения необходимых условий работы, с учетом специфики и требований к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за его пределами.
Получить необходимые знания:
Осуществлять профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания в ДОУ.
Осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ, основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации в условиях реализации ФГОС ДО.
Согласно годовому плану работы ДОУ самостоятельно планировать свою работу на год, полугодие и помесячно (по согласованию и с последующим утверждением заведующего ДОУ).
Оказывать содействие охране прав личности согласно Конвенции о правах ребенка.
Помогать гармонизировать социальную сферу детского сада и осуществлять превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.
Выявлять факторы, препятствующие развитию личности детей и принимать меры по оказанию им разных видов психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной).
Предоставлять консультативную помощь субъектам образовательного процесса (воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическому коллективу) в решении определенных проблем.
Составлять психолого-педагогические заключения в целях ориентации педагогического коллектива, а также родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
Принимать участие в планировании и разработке документации в рамках реализации ФГОС ДО, развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности учитывая индивидуальные и половозрастные особенности воспитанников, в обеспечении соответствующего уровня подготовки детей.
Проводить психологическую поддержку творчески талантливых воспитанников, оказывать содействие их развитию и организации развивающей среды.
Разрабатывать рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития, воспитания и обучения детей.
Проводить психологическое просвещение по вопросам развития воспитанников, практического использования психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности педагогов, родителей (законных представителей).
Делать психологическую экспертизу (оценку) комфортности и безопасности среды ДОУ, эффективности образовательной деятельности педагогов, учитывая развитие детей, применяя в своей работе компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы.
Осуществлять психологическую диагностику различного профиля и предназначения, динамику и анализ данных согласно плану работы, запросам администрации, педагогов и родителей (законных представителей) учитывая достижения в сфере педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также новейших информационных технологий.
Психологическую диагностику детей проводить только с письменного согласия родителей (законных представителей).
В рамках консультативного процесса:
определять уровень психического развития воспитанников и готовности их к обучению в учебном заведении;
наблюдать и проводить индивидуальную работу с детьми в течение периода их адаптации к детскому саду;
выявлять у воспитанников степень нарушений (интеллектуальных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также разного рода отклонений социального развития;
проводить дифференциальную диагностику отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации;
индивидуально обследовать детей по запросам педагогических работников и родителей (законных представителей).
Проводить развивающие и коррекционные занятия с воспитанниками, направленные на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении.
Другие характеристики профессии (эстетические нормы и т.п.):
Использовать в работе только апробированные и авторские коррекционно-развивающие программы и технологии.
Вести требуемую отчетно-учетную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) по специальной форме и использовать ее по назначению.
Участвовать в заседаниях педсовета, психолого-медико-педагогической комиссии ДОУ, иных формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных мероприятий, участвовать в семинарах, круглых столах и конференциях по внедрению ФГОС ДО.
Обеспечивать охрану жизни и здоровья детей во время воспитательно-образовательного процесса.
В случаях, не входящих в профкомпетенцию, направлять детей на консультацию в медицинские, психолого – медико – педагогические центры.
Педагог-психолог, реализующий основную образовательную программу ДОУ, должен уверенно обладать основными знаниями, необходимыми для создания условий развития детей, обозначенными в ФГОС ДО.
Соблюдать профессиональную этику, сохранять профессиональную тайну исходя из принципа конфиденциальности, не распространять сведения, полученные в результате консультативной и диагностической работы, если ознакомление с ними не требуется для решения определенных проблем и может причинить вред ребенку или его окружающим.
Соблюдать этические нормы психолога и этические нормы поведения в ОУ, в быту и в общественных местах.
Соблюдать требования должностной инструкции педагога-психолога в ДОУ, выполнять правила охраны труда и противопожарной безопасности.
Повышать свою профессиональную квалификацию один раз в три года.
Проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя (п. 9 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).