Цель обучения:
Код ОКПДТР 24092
Возможные коды ОКЗ по действующему ОК 010-2014:
2351 - Специалисты по методике обучения
Код категории (класса) квалификации
1 - Первая
2 - Вторая
3 - Третья
4 - Четвертая
5 - Пятая
6 - Шестая
7 - Высшая
Образец должностной инструкции составлен с учетом профстандарта - "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".
1. Общие положения
1.1. Методист относится к категории специалистов.
1.2. На должность методиста принимается лицо:
1) отвечающее одному из указанных требований:
а) имеющее высшее образование (бакалавриат) и дополнительное профессиональное образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых, а также опыт работы педагогом дополнительного образования не менее 2 лет;
б) имеющее высшее образование (специалитет или магистратуру) и дополнительное профессиональное педагогическое образование в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых, без предъявления требований к опыту работы;
в) имеющее высшее педагогическое образование (магистратура) в области методической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых, без предъявления требований к опыту работы;
2) не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
3) прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) прошедшее аттестацию на соответствие занимаемой должности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Должен изучить и знать:
1) законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации об образовании и о персональных данных;
2) законодательство Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в части, регламентирующей реализацию дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств или физической культуры и спорта (для работы в организациях, реализующих соответствующие программы);
3) теорию и практику маркетинговых исследований в образовании;
4) методические основы маркетинговых исследований в образовании;
5) тенденции развития дополнительного образования детей и взрослых;
6) нормативные правовые акты, психолого-педагогические и организационно-методические основы организации образовательного процесса по программам дополнительного образования детей и (или) взрослых;
7) современные образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых;
8) локальные нормативные акты образовательной организации, регламентирующие вопросы программно-методического обеспечения образовательного процесса, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные;
9) методологические и теоретические основы современного дополнительного образования детей и взрослых;
10) направления и перспективы развития системы дополнительного образования в Российской Федерации и мире;
11) направления и перспективы развития образования в области искусств или физической культуры и спорта (для реализации дополнительных предпрофессиональных программ в соответствующей области);
12) источники надежной и достоверной информации, отражающие государственную и региональную политику в области образования в целом и реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности в частности;
13) современные концепции и модели, образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых в избранной области;
14) особенности построения компетентностно-ориентированного образовательного процесса;
15) возрастные особенности учащихся, особенности реализации дополнительных общеобразовательных программ для одаренных учащихся, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, вопросы индивидуализации обучения;
16) стадии профессионального развития педагогов;
17) правила слушания, ведения беседы, убеждения;
18) приемы привлечения внимания, структурирования информации, преодоления барьеров общения, логики и правила построения устного и письменного монологического сообщения, ведения профессионального диалога;
19) требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях);
20) меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством;
21) основы трудового законодательства Российской Федерации;
22) Правила внутреннего трудового распорядка;
23) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;
Получить необходимые знания:
1) формулировать и обсуждать с руководством организации и специалистами задачи, концепцию и методы исследования рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых (далее - исследования), ресурсы, необходимые для его проведения, и источники их привлечения;
2) формировать план выборки, разрабатывать самостоятельно или с участием специалистов инструментарий исследования;
3) обеспечивать оптимизацию затрат на проведение исследования;
4) организовывать апробацию разработанного инструментария;
5) распределять обязанности между специалистами, обучать использованию инструментария исследования, обеспечивать координацию их деятельности и выполнение программы исследования;
6) использовать инструментарий исследования, различные формы и средства взаимодействия с респондентами;
7) анализировать и оценивать инновационные подходы к построению дополнительного образования в избранной области (обновление содержания, форм, методов, приемов, средств обучения), находить в различных источниках информацию, необходимую педагогу дополнительного образования (преподавателю, тренеру-преподавателю) для решения профессиональных задач и самообразования;
8) проводить групповые и индивидуальные консультации по разработке программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов с учетом стадии профессионального развития, возрастных и индивидуальных особенностей педагога;
9) оценивать качество разрабатываемых материалов на соответствие:
- порядку организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
- современным теоретическим и методическим подходам к разработке и реализации программ дополнительного образования;
- образовательным потребностям учащихся, требованию предоставления программой возможности ее освоения на основе индивидуализации содержания;
- требованиям охраны труда;
10) анализировать состояние методической работы и планировать методическую работу в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
11) консультировать руководителей методических объединений (кафедр) или иных структур, занимающихся в организации методической деятельностью, по вопросам, относящимся к их компетенции;
12) организовывать обсуждение и обсуждать методические вопросы с педагогами;
13) оказывать профессиональную поддержку оформления и презентации педагогами своего опыта;
14) использовать различные средства и способы распространения позитивного опыта организации образовательного процесса, в том числе с применением ИКТ и возможностей информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
15) готовить программно-методическую документацию для проведения экспертизы (рецензирования) и анализировать ее результаты;
16) планировать проведение мониторинга и оценки качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ;
17) анализировать занятия и досуговые мероприятия, обсуждать их в диалоге с педагогами;
18) разрабатывать на основе результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ рекомендации по совершенствованию образовательного процесса для педагогов дополнительного образования детей и взрослых в избранной области;
19) производить первичную обработку результатов исследования и консультировать специалистов по ее проведению;
20) обрабатывать, анализировать и интерпретировать результаты изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых, привлекать к работе экспертов, организовывать обсуждение результатов анализа;
21) разрабатывать и представлять руководству организации и педагогическому коллективу предложения по определению перечня, содержания дополнительных общеобразовательных программ, продвижению услуг дополнительного образования организации, осуществляющей образовательную деятельность;
22) обрабатывать персональные данные с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации;
23) проводить обсуждение с руководством образовательной организации и педагогами результатов мониторинга качества реализации дополнительных общеобразовательных программ;
Другие характеристики профессии (эстетические нормы и т.п.):
Методист проходит обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем 1 раз в 3 года.