Поэтический язык

Гавранек в некоторых существенных пунктах отступает от его точки зрения—об этом еще будет сказано. В „Тезисах", представленных съезду славистов, констатируется, что проблематике поэтического языка со стороны славистов до сих пор не уделялось достаточного внимания. В будущих исследованиях проведение функциональной точки зрения неизбежно приведет к тому, что будет осуществлено синхронное описание поэтического языка. С этим связано требование последовательного различения поэтического и „информационного" языка. При более подробном перечислении задач в области исследования поэтического языка говорится уже о поэтической речи (в смысле соссюровского parole), вследствие чего не ясно, что, собственно, подразумевается под поэтическим языком. „Поэтическая речь с синхронной точки зрения обладает формой поэтического выражения (parole), следовательно, она выступает как индивидуальный творческий акт, оцениваемый на фоне актуальной поэтической традиции (поэтический язык—langue), с одной стороны, и на фоне современного информационного языка—с другой. Отношение поэтической речи к этим двум языковым системам крайне сложно и многообразно, и оно должно быть тщательно изучено как в синхронном, так и диахронном планах. Специфическим свойством поэтической речи является момент борьбы за перевоплощение, причем характер, направление и масштабы перевоплощения бывают различны. Так, например, сближение поэтического выражения с информационным языком обусловлено оппозицией к данной поэтической традиции; взаимосвязь поэтического выражения и информационного языка в некоторые периоды бывает довольно отчетлива, в других она почти не ощущается". В „Тезисах" проведено также понятие о том, что поэтическое выражение в отличие от не поэтического (практического) направлено вовсе не на содержание или внешнюю цель, а на „самовыражение". На основе этого выдвигается необходимость целостной точки зрения при исследовании поэтической речи. „Из тезиса, что поэтическая речь направлена на само выражение, следует, что все уровни языковой системы, играющие в информационной речи лишь служебную роль, в поэтической речи приобретают более или менее самостоятельную ценность. Языковые средства, группирующиеся на этих уровнях, и взаимоотношения уровней, направленные винформационной речи на автоматизацию, в поэтической речи стремятся к актуализации. Степень актуализации различных языковых элементов в каждом поэтическом выражении и в каждой поэтической традиции различна; в каждом случае возникает иная иерархия поэтических ценностей. Вполне понятно, что отношение поэтического выражения к информационному языку и его отдельным элементам всякий раз иное. Поэтическое произведение—это функциональная структура, и его отдельные элементы не могут быть поняты вне связи с целым. Объективно тождественные элементы в разных структурах могут выполнять совершенно различные функции". В поэтических высказываниях могут функционировать и такие элементы, которые в информационных высказываниях вообще не обладают функциональной ценностью. Это могут быть, например, элементы звуковые и графические. Нефонологические звуковые элементы, однако, функционируют только в связи сфонологическими, и только „фонологическая точка зрения способна вскрыть принципы поэтических звуковых структур". Это особенно касается стихотворных поэтических высказываний, организующим принципом которых выступает ритм, который, по существу, чужд не только не поэтическим текстам, но и поэтическим не стихотворным высказываниям. В характеристике поэтического выражения, как это отмечено в „Тезисах", особого внимания заслуживает то место, где допускается, что поэтическая речь не всегда явственно отличается от обычного информационного языка; допускается даже, что в некоторые периоды противопоставление ее информационному языку „почти не используется"; это утверждение, однако, ослаблено указанием на то обстоятельство, что в этих случаях „сближение поэтического выражения с информационным языком обусловлено оппозицией к данной поэтической традиции". Это, разумеется, не может относиться к обычной повествовательной прозе, особенно к таким ее образцам, как авантюрный роман и новелла, а также к банальной эротике („роман для прислуги" Чапека и т.п.).

RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
Этот сайт использует файлы cookies, чтобы облегчить вам пользование нашим веб-сайтом. Продолжая использовать этот веб-сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies. Подробнее о том, как мы пользуемся файлами cookies и как ими управлять, вы можете узнать нажав на ссылку ниже.